- Пастораль
-
ПАСТОРА́ЛЬ (от лат. pastoralis — пастушеский) — 1) Муз.-театральный жанр или его отдельные сцены, в к-рых идиллически-наивно воспроизводится сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных аристократич. манерами и условно-чувствительными переживаниями. Истоки восходят к антич. эклоге, буколич. поэзии (Феокрит, Вергилий), расцвет П. наблюдается в придворном театре Франции и Италии 17—18 вв., в т. ч. в опере. П. в России известна с 18 в. (в 1760 в Санкт-Петербурге поставлена "Героическая П." Ф. Цопписа). Е. И. Фомин создал оперу-П. "Клорида и Милон". Стилизованною П. является интермедия "Искренность пастушки" из оперы "Пиковая дама" П. И. Чайковского. И. Ф. Стравинский включил П. в "Историю солдата".
2) Инструмент. или вокально-инструмент. произведение, либо одна из его частей, посвященные сельской жизни и миру чувств на лоне природы. В 18 в. распространились песни-П., в том числе в России (О. А. Козловский). В кантатах и ораториях 17—18 вв. П. нередко связывались с пастырской миссией Христа ("Мессия" Г. Ф. Генделя). П. встречается в концертах и симфониях (симфонии № 6 "Пасторальная" Л. Бетховена, одноименные № 2 А. Т. Гречанинова и № 5 Г. Н. Попова). П. для фортепиано сочиняли Козловский, А. К. Лядов, С. С. Прокофьев, Гречанинов, Г. П. Дмитриев. Стравинскому принадлежит П. для голоса и фп., Гречанинову — для виолончели и фп., А. Г. Шнитке — для скрипки и фп., С. М. Ляпунову, Х. С. Кушнареву и С. М. Слонимскому — для органа, Ю. Г. Крейну — для симфонического оркестра.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.